Индейцы Тлинкиты и их татуировки


Тлинкиты (ко́лоши, ка́лоши, ка́люжи) — это индейский народ, проживавший и проживающий на прибрежной территории юго-восточной части Аляски, в настоящее время располагающейся на  границе Америки и Канады. Эта этническая группа отличалась от соседей (таких же индейцев, проживающих на прилегающих к ним территориях) своим языком, обычаями и татуировками. Хотя культурная база относит эту народность к индейцам Северо-западного побережья Америки. Также до нашего времени дошли источники, упоминающие о встречах и военных столкновениях с русскими моряками и рыболовами, осуществляющими свой промысел вблизи тех берегов.

Одна из таких встреч произошла в июле 1741 г., когда команда из 15 человек с пакетбота «Св. Павел» пропали в районе бухты Таканис на о.Якоби. Их судьба и место гибели остались неизвестны. Позднее предположение о смерти от рук индейцев было выдвинуто в связи с пропажей шлюпок Чирикова в прибрежных бурунах, как и исчезновением экспедиции Лаперуза в 1786 г. Русские экспедиции и рыболовные суда неоднократно вступали в вооруженные конфликты с индейцами, зачастую провоцируя последних способами добычи рыбы, местами ловли, и, конечно же, личностными факторами членов экипажа и «коренных жителей». Когда к тебе в дом приходят со своим уставом, мало кого это может порадовать.


Так история пронесла через века информацию о народе, к которому и в настоящий момент относят себя более 14000 жителей Америки и Канады.  В связи с этим к нам дошла культура, обычаи и традиции  данной этнической группы, включая и искусство татуировки.

Как и большая часть коренного населения Северной Америки Тлинкиты  разделялись внутри племени на социальные группы (клан, дом, семья), каждая из которых должна была иметь рисунок, служащий определенным «гербом» и позволяющий идентифицировать группу, ее положение в обществе и территориальную принадлежность. На землях, занимаемых данной общиной (клановых землях) устанавливались тотемные столбы, которые представляли собой деревянные изваяния, увенчанные изображением. В качестве гербов (тотемов) использовались образы: медведей, волков, дельфинов и касаток, акул, орлов, сов.

Эти уникальные столбы указывают на связь человека не только с другими кланами, но и с внешним  миром (миром природы), в котором он живет, и с различными существами, заключая в себе также хронику сверхъестественных и важных происшествий в истории общины. Зачастую таким образом указывались географические координаты того или иного события.

Само понятие «Тотем» олицетворяет дух защитника рода, семьи или целого народа. Но, как и в любом обществе, правом иметь свой герб и тотем наделялись только избранные.

Обладание тотемом могло быть оспорено племенем или другим кланом, таким образом, именно такие конфликты приводили Тлинкитов к междоусобным войнам. Герб общины — это дух покровителя, который помогает клану и символизирует родство и духовные отношения, в том числе к дикой природе. Данное понятие связывает тлинкитов со своими предками, заплатившими своими жизнями или делами за право обладать таким тотемом. Вспомнилась одна из книг Вербера «Мы боги», где Боги, давая жизнь народам, выбирали для них животное или млекопитающее, чьим повадкам люди должны были следовать в своем историческом развитии.

Тинкиты не поклонялись гербам (тотемам), но они верили в их волшебную силу и украшали их изображениями различные предметы быта (одеяла, инструменты, оружие, доспехи, посуду, шляпы и, конечно же, свои тела).

Татуировки делались во время праздника «потлач» (церемонии дарения) и представлялись всему племени для освидетельствования и принятия. Мастеру нательной живописи преподносили дары за его работу, а их количество и ценность повышали  престиж объекта тату.

Принято считать, что основой этого праздника является почитание мертвых и их дел, в прошлом каждый клан превозносил свои гербы и заслуженную славу. Устраивались соревнования, поединки, раздавались дары. Большего почета заслуживал не тот, кого одарили, а одаривающий, тем самым устанавливались привилегии клана или семьи относительно других. Звания и наследование происхождения были немыслимы без этого формального ритуала гостеприимства и принятия/дарения подарков.

Сегодня тотемные татуировки индейцев Тлинкитов распространены по всему миру, эти оригинальные изображения покорили сердца многих любителей боди-арта. Сочетания цветов и гибкость форм в контексте стиля сделали такие рисунки легко узнаваемыми.

 Одним из исследователей их культуры был американец Рональд Олсон (Ronald Olson). Когда он впервые прибыл к тлинкитам,  то попал на такой праздник. Особенно его поразило, что после нескольких дней пирования и танцев, вожди или главные женщины клана начали прокалывать уши детям и наносить на их тела татуировки.


Выдержки из его заметок:

…«На следующий день началось прокалывание ушей и татуирование детей. Один из детей, усаживался перед каждым из вождей. Самый старший сын вождя клана садился перед самым высоким вождем племени, самая старшая дочь садилась перед самым высоким представителем гостя клана. По сигналу каждый из этих людей крепко сжимал в ладони ухо. Люди вокруг издавали громкий и длинный звук «sh» и повторяли так три раза. На четвертый «sh» уши прокалывались. То же самое делалось для другого уха. Для некоторых детей прокалывание ушей заменяется на татуирование. Девочкам татуируют руки, мальчикам грудь или руки. Это может занимать несколько дней.

Через день или два после этого идет присваивание гербов. В начале присваивания некоторым детям дают новые имена. Каждое присваивание сопровождается речью, в которой рассказывается об истории имени, о делах тех, кто носил эти имена прежде. После этого вождь клана устраивает потлач для тех, кто делал татуировки и прокалывал уши. Прокалывающему уши и татуирующему руки, в среднем, дарили до пятидесяти одеял, татуировавшему грудь дарили сто одеял»…


Если Вы хотите сделать себе татуировку в таком стиле, то мы с удовольствием выполним эту работу. Только одно условие: каким бы Вы небыли приверженцем тотемных рисунков, мы все равно будем использовать профессиональное тату-оборудование и одноразовые инструменты. Приезжайте и звоните к нам в тату-салон «Дом Элит Тату» на Ленинском проспекте 45 в Москве.