Уникальная нательная живопись и её значение в истории

Немного из истории татуировок

Как мы с Вами уже знаем, создание татуировки представляет собой процесс введения красящего пигмента под кожу. Для этой цели применяют различные способы:

— вещество можно втереть в свежую рану или место повреждения кожи;

— краску можно ввести под кожу окрашенным инструментом, обмакивая его в специальный раствор;

— можно также использовать устройство, напоминающее чернильною ручку (заостренные стебли бамбука с пустой внутренней полостью, куда заливается краска);

— можно наносить краску на свежий порез, оставляя его в таком виде заживать;

— можно прошивать кожу с протяжкой под ней окрашенных ниток.

Материалом для красителя раньше служили: угольный раствор, сажа, порох, смола, туш и многие другие вещества, доступные тому или иному народу.

Что касается площади покрытия кожного  покрова татуировкой, то здесь все зависело от традиций и целей, преследуемых этим процессом. В Японии, Новой Зеландии и на Полинезийских островах рисунками покрывали значительную часть поверхности тела.

Итак, как же давно зародилось на планете Земля такое искусство, как тату? Я один раз выскажу свое мнение: как только человек смог найти подходящую краску, он занялся украшением своего тела.

Не исключено, что в этом была необходимость, чтобы достичь привлекательности, защитить себя, придав себе угрожающий вид или слиться с окружающей средой, а возможно, для инициализации себя в глазах представителей своего рода.


ДАЛЬНЕЙШАЯ ИНФОРМАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПОДЛИННОЙ И ВЗЯТА ИЗ ИСТОЧНИКОВ, ДОСТОЙНЫХ ДОВЕРИЯ

Итак, конечно же, узоры, наносящиеся на кожу, – понятие не слишком прочное и долговечное (прах к праху, тлен к тлену). И какой источник можно назвать надежным, если его нельзя увидеть и потрогать? Но древняя татуировка дошла к нам сквозь века вместе с телами своих усопших владельцев.

Не будем забывать о мумиях – высушенных  телах умерших, которые сохранились до наших дней. В различных частях света найдено множество таких артефактов со следами замысловатых рисунков на теле или лице.

Вторым источником служит древняя письменность, в которой также встречаются упоминания о татуировках.

Третьим источником можно назвать предметы изобразительного искусства (фрески, скульптуры, маски) как деревянные, так и каменные.


История №1 — Древние мумии.

tattoо_history Ledenoi ЧеловекИстория №1 «Мумия в альпийских горах»

Осенью 1991 года в высокогорных Альпах, на границе Австрии и Италии стояла необычайно теплая погода, вечные снега плавно превращались в талую воду, стекающую в каньоны и ущелья. В один из таких дней 19 сентября в толще тающего ледника, расположенного на высоте более трёх тысяч метров над уровнем моря, двумя альпинистами был найден труп человека.

Спустя несколько дней группа криминалистов предприняла попытку извлечения останков для установления личности погибшего. Только вызволив тело, все поняли, что перед ними не альпинист, попавший под лавину, а наш далёкий древний предок.

После проведения сравнительного исследования было выяснено, что возраст этих останков примерно составляет пять тысячелетий, они принадлежат мужчине в возрасте 25−35 лет, погибшему в этих горах в эпоху энеолита ранней бронзы.

Ледник удивительным образом сохранил тело: ученым удалось установить как сезон гибели, так и меню последнего ужина найденного человека.

Ему присвоили имя Отци и псевдоним «Ледяной Человек».

На его коже сохранились следы нательной живописи. По мнению ученого Доктора Франка Бара, проводившего изучение «Ледяного человека», татуировки были ему нанесены с учетом расположения биологически активных точек, что привело к выводу о применении тату в качестве лечебных методов. Их расположение максимально отвечало практике применения акупунктуры, это, возможно, положительно влияло на деятельность внутренних органов. Рисунки покрывали спину и конечности Отци, так девять из пятнадцати скоплений тату совпадали с акупунктурными точками.

В общей сложности на его теле было обнаружено 58 татуировок. Большинство из них были в виде точек и линий, самая сложная имела изображение в виде креста.


История о татуировке в пустыне Такла-МаканИстория №2 «Тайны пустыни Такла-Макан»

Археологические раскопки, проводившееся в 70−х годах 20−го века в Синьцзянском районе пустыни Такла-Макан, увенчались успехом после обнаружения древнего поселения, занесенного песком. Здесь были обнаружены погребения, оставленные около 2,5 тысяч лет назад.

В синьцзянских могилах были найдены мумии. Тела умерших сохранила сама природа, засушливый климат в прямом смысле вытянул из них всю влагу, не дав полностью разложиться. В такла-маканских погребениях прекрасным образом уцелела многоцветная одежда покойных, обувь, головные уборы. Возраст мумий колеблется от 1000 до 200 лет до н.э.

История татуировкиБлагодаря инфракрасному излучению, на телах мумий стали заметны стертые временем следы татуировок на коже. Рисунки покрывали лица, руки, пальцы, спину. По предположению ученых данные изображения могли нести информацию о социальном статусе их владельца.

Так, например, на скулах мумии пожилой женщины располагались красные полосы в геометрическом орнаменте в виде уголков. У мужчин на щеках были обнаружены желтоватые, «солнечные» завитки – «полуспирали». Возможно, существовала связь между этими татуировками и индоевропейским культом бога Митры.


Татуировка вождя мумии АлтайИстория №3 «Мумия из Горного Алтая»

Прошли уже тысячелетия после того, как будущий Ледяной Человек Отци нашёл свой покой в Альпийских горах, а цивилизация в глубине пустыни Такла-Макан была занесена беспощадными песками. В те далёкие времена в горах Алтая жили племена кочевников. Подтверждением этого факта стали обнаруженные в степных долинах на границе современных Казахстана, Монголии и Китая мумифицированные останки, датируемые учеными V–III вв. до н. э. После проведения научных работ было установлено, что это представители местной «пазырыкской» культуры, которые имеют многочисленные татуировки на своих телах. Рисунки были сделаны в скифскую эпоху, кочевниками, жившими на территории нынешней России. До раскопок на Алтае отсутствовали какие-либо доказательства существования в те далёкие времена культуры боди-арта на территории современной Российской Федерации.

Одной из находок стала татуированная мумия вождя, обнаруженная экспедицией С. И. Руденко во втором Пазырыкском кургане в 1948 году и хранящаяся в настоящее время в Государственном Эрмитаже.

Топография рисунков описана автором раскопок

татуировки вождя на Алтае« … на груди татуировка плохо сохранилась, но над сердцем различима голова львиного грифона. На правое плечо нанесено изображение оленя.

По правой руке сверху вниз идут изображения клыкастого хищника, оленя с орлиным клювом, горного барана, фантастического крылатого зверя с кошачьим хвостом, на том же уровне – кулана или осла. На левой руке изображены два оленя и горный баран.

На наружной стороне правой голени, от коленной чашечки до щиколотки, изображена рыба. В верхней части стопыфантастический клыкастый зверь с кошачьим хвостом. Там же, в области рта зверя – округлые шарики. Такие же кружки нанесены вдоль позвоночника. С внутренней стороны голени – сверху рогатый и крылатый зверь с длинным хвостом, ниже – четыре мчащихся горных барана или козла…»

Публикация С. И. Руденко стала всемирно известной, мало кто ожидал, что в Горном Алтае будут сделаны открытия мирового масштаба по археологии.

Экспедиция Новосибирского Института археологии и этнографии неслучайно выбрала эту южную точку российского Алтая, для проведения раскопок. Само плато «Укок» находится на высоте 2,5 тысячи метров над уровнем моря. Здесь племена проводили самую суровую пору – зиму и весну. С этим же и связано большое количество захоронений как открытых учеными, так и еще не обнаруженными.


История №4 «Алтайская принцесса»

В настоящий момент раскопки на Алтае не осуществляются, на них был наложен запрет после конфликта археологов с местными жителями и властями края. Спор произошёл после обнаружения в 1993 году экспедицией новосибирского археолога Натальи Полосьмак мумии «принцессы Укока» в Кош-Агачском районе.

Укок – одна из самых высокогорных равнин Алтая. Холода не отступают здесь и в относительно теплое время года. Кочевники, прекрасно зная о этих особенностях, использовали их для ритуала погребения: «если вырыть в местном грунте яму, она заполняется подпочвенными водами, которые вскоре превращаются в ледяную линзу».

Именно в таком погребении и было найдено тело «алтайской принцессы», руки которой, были покрыты татуировками.

Описание рисунков:

«…На левом ее плече – копытное с клювом грифона, со стилизованными рогами козерога и оленя, увенчанными головками грифонов. Такая же голова видна на спине животного, изображенного с перекрученным туловищем. Ниже, в аналогичной позе – баран с запрокинутой наверх головой. Позади барана – длинный барс с закрученным хвостом. Под ними – фантастический зверь, с лапами хищника, туловищем оленя, хвостом тигра и тоже вырастающей из спины головки грифона. Часть татуировки плохо сохранилась, но на запястье левой руки видна головка оленя с ветвистыми рогами. На второй фаланге большого пальца – копытное животное с перекрученным туловищем. Мелкие знаки виднелись на среднем и безымянном пальцах левой руки…"


История №5 «Молодой воин»

Продолжая череду удивительных находок на Алтае, остановимся на экспедиции под руководством В. И. Молодина. В 1995 году при раскопках кургана на территории могильника Верх-Кальджин-2 обнаружено замерзшее тело татуированного молодого мужчины. Его левое плечо украшало изображение фантастического животного (с туловищем оленя, клювом грифона, головками грифа на рогах и спине).

Согласно проведенным исследованиям Н. В. Полосьмак, идентичный способ нанесения рисунков и однотипные места их расположения, а также схожесть мотивов указывает на тот факт, что на человеческое тело наносили не просто орнамент, а знаковую систему, «текст». Пазырыкская культура являлась бесписьменной цивилизацией. И как зачастую бывает, здесь мнемонические символы заменяли письмо, где именно татуировка представляла собой своеобразный язык этой культуры, передаваемый от отца к сыну, от матери к дочери. Конечно же, красиво расписанные тела и большие площади рисунков могли позволить себе только высшие сословия данного общества, такие как вожди и воины, для сохранения традиций и законов предков.

Бесспорно, что именно татуировка являлась сакральным письмом, передающим важную информацию мифологического характера. Неслучайно встречающиеся на коже образы соответствуют изображениям на одежде, посуде, оружии. Так происходило переоформление естественного человеческого облика в изобразительный символ племенной мудрости.

Тату предназначалась для демонстрации, например, оно обнажалось в момент публичных состязаний. Причем не только для борьбы с другим войнами, но для ритуалов «шаманской схватки». Развивая эту мысль, Н. В. Полосьмак пишет: не для того наносилась татуировка, чтобы скрывать ее под одеждой. При важных событиях воины сбрасывали с плеч распашную шубу, державшуюся на одном поясе, и обнажали торс, женщины вскидывали разрисованные руки. Эта картина могла символизировать наивысшее единение племени алтайских скифов.

 

 


Записаться на консультацию
Мы находимся по адресу: